Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK, Telegram, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, YouTube, TikTok, РСС JSON Feed

Sample text.

Зачем нужны Cookies в мире веб-аналитики?

И КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ОТСЛЕЖИВАНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ?

Вся таргетированная реклама, опирающаяся на интересы, черпает данные из посещаемых сайтов — это самый очевидный и популярный метод составления портрета пользователя. Если мы регулярно залипаем на сайтах, посвященных Черногории, вероятно, мы собираемся туда в путешествие.

Откуда Гугл, Яндекс и VK знают, какие сайты мы посещаем?

Эту информацию им «сливают» счетчики веб-аналитики (Google Analytics, Яндекс Метрика) и пиксели (VK, Лицокнига).

Каким образом?

Вы заходите на сайт trip-montenegro.ru, где установлены все эти системы, каждая из них в браузер пользователя как в корзиночку кладет свою cookie. Cookie — это текстовый файл с уникальным набором цифр, позволяющий в будущем рекламным системам легко найти вас среди миллиарда интернет-юзеров. Эта та самая 3-rd party cookie, сторонняя, т. к. пользователь получил куку не лично от вашего сайта trip-montenegro. ru, а от стороннего домена (metrika. yandex. ru, google-analytics. com…)

Это массовая история: именно за счет своей бесплатности и пользы для владельцев сайтов, счетчики/пиксели получили огромное проникновение и есть на 99% сайтов. Поэтому все наши перемещения прекрасно фиксируются: вот мы покупали подгузники, вот смотрим сериал, вот присматриваемся в новому iPhone — каждая система понимает: «вероятно, у него есть дети, он любит залипать на сериалы, а также хорошую технику, конкретно марку Apple».

Завтра вы видите рекламу умной колонки от Яндекса — крутого гаджета, который подойдет детям, а также с ним отлично смотреть сериалы на Кинопоиске по подписке Плюс.

Так что там по кукис?

Каждая кукис хранится в браузере по умолчанию 2 года, если ее не стереть принудительно. В 14 лет это делают все сплошь и рядом, но после — кому какое дело?

Если пользователь не может самостоятельно защитить себя от «слежки», разработчики браузеров позаботились о нашей приватности и стали внедрять различного рода ограничения. Пока не идет речи, что куки пропадут совсем, хотя этот вариант рассматривают к 2023 году, эпоха будет называться post-cookie world, там маркетологам будет сложно. Но, например, браузер Сафари ввел ограничение — куки хранятся только 7 дней.

И какая в этом проблема?

→ Пользователь зашел в ваш интернет-магазин с Сафари → VK, Метрика, Аналитикс положили ему в браузер куку, чтобы потом легко его идентифицировать → через 10 дней пользователь открыл сайт через поиск в Яндексе («вашмагазин.рф») и купил товар → никакая ваша аналитика не узнала этого человека.

Он отобразится как «органический», возникший из ниоткуда, без истории предыдущих визитов, но совершивший покупку.

Последствия вы знаете: мы не понимаем, как наши рекламные усилия влияют на покупку. Если доля таких пользователей с Сафари будет доминирующей, а процесс покупки откладывается на >7 дней — это рушит всю цепочку касаний пользователя с сайтом.

Что еще страдает, кроме аналитики?

Ретаргетинг и сформированные на его основе look-a-like аудитории. Пользователь «удалится» из списка, как только выдохнется кука за 7 дней. Поэтому сложные сценарии ретаргетинга и затянутые по времени будут работать все хуже. Краткосрочно, до 7 дней — нормально. Но наберется ли нужная выборка людей за такой короткий промежуток времени? Я и специалисты из aberix performance marketing agency не уверены.

Такой мерзкий только Сафари?

Нет, еще Firefox.

Хром — а его доля на RU рынке >50%, только рассматривает отказ от сторонних кукис. Вот тогда точно будет больно.

Что делать?

01/ Cмириться и жить с этими допущениями.
02/ Использовать аналитику, которая хранится не у 3-ей стороны, а у вас на сервере. Я знаю Piwik (господи, какое же задротство).
03/ Подождать, когда куки отключат совсем и посмотреть на технологические решения, которые предложат гиганты. А они точно разработают что-то, вопрос цены.

Рубцов Александр
co-founder
Купчинская Анна
редактор, исследователь
Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить